Вендинг (англ. Vending) — это продажа товаров и услуг с помощью автоматизированных систем (вендинговых аппаратов или торговых автоматов). Вендинг получил широкое распространение в мире, как удобный и не очень требовательный способ вести торговлю или оказывать услуги. Торговый автомат можно с лёгкостью транспортировать в более выгодное (посещаемое) место. "На конвейер" вендинг-бизнес поставили американцы - в 1888 г. в США был запатентован автомат по продаже жвачки. В Европе больше всех вендинг оценили немцы, а в Азии - японцы и корейцы. Тем не менее, ежегодный рост объемов вендинг-бизнеса приблизительно на 10% - общемировая тенденция.
Как ни странно в бывшем СССР вендинг тоже присутствовал... в виде автоматов с газированной водой
На сегодняшний день вендинговым бизнесом занимаются три группы людей: собственно, сами бизнесмены, намеревающиеся построить свою большую вендинговую сеть. Собственники магазинов, кинотеатров, развлекательных центров и так далее, желающие дополнить свое заведение небольшим аппаратом, торгующим мелкими товарами, такими как жвачки или попкорн. И обычные люди, имеющие основную работу. Они обычно закупают 2-3 автомата, на обслуживания которых требуются 2-3 часа в неделю, и которые приносят своим владельцам небольшой, но стабильный доход. Тут стоит отметить, что вторые и третьи обычно делают выбор в пользу маленьких и недорогих механических аппаратов, таких как автоматы по продаже бахил, жвачек, газет и т.д.
Современный электронный вендинговый автомат, более дорогое оборудование, он сам ведет учет всех товаров, бухгалтерию, финансовые потоки и даже статистику по дням. Все это осуществляется за счет специального программного обеспечения, отчеты о проделанной работе можно в реальном времени получать на email или загружать на CD-диск.
Вендинговые автоматы сегодня можно увидеть практически везде. Ведь доход от аппарата напрямую связан с его расположением. Владельцу автомата нужно чётко понимать, какова проходимость данного места, насколько продажа данного продукта актуальна именно здесь. К примеру, автомат по продаже газировки и жвачки лучше устанавливать в торговых центрах, там он будет пользоваться неизменной популярностью. Покупатель скорее приобретет газировку у автомата, чем будет ради такой мелочи стоять в очереди. А в офисах особой популярностью пользуются кофе- машины, они позволяют сотрудникам существенно сэкономить время.