Вендинг - продажа газет и журналов
В этой статье мы решили рассмотреть некоторые вопросы по рентабельности установки газетных вендинговых автоматов. Не будем голословными и отметим сразу, что газетный вендинг пока не получил своего распространения в Украине. Почему? Об этом и пойдет речь в этой публикации. Но начнем мы, как обычно, с предыстории.
Предыстория газетного вендинга
Отечественный вендинг стал развиваться после 1956 года — после знаменитой поездки Никиты Сергеевича Хрущева в США. Тогда Хрущев воодушевился увиденными в Америке торговыми автоматами. Продолжил его дело, согласно этим же источникам, Л.Брежнев — также после своих заграничных поездок. Именно Леонид Ильич приказал открыть в Москве магазин «Автоматторг» напротив Театра имени Ленинского комсомола, где «автоматически» продавали бутерброды по 20 копеек. Далее в мегаполисах Союза и на южных курортах появились торговые автоматы по продаже газировки, пива, кваса, молока, сигарет, открыток и газет. Выпускали их два ведущих предприятия: «Автоматторг» и Киевский завод торгового машиностроения. Автоматы газет в советских республиках были представлены сетью безликих, однотипных вендинговых автоматов, которые не слишком привлекали внимание потребителя.
Современность и газетные автоматы
На сегодняшний день торговые автоматы по продаже газет — это яркие современные аппараты. В основном они располагают минимальным ассортиментом печатных изданий, начиная с 4-х наименований. И все оснащены устройствами для предотвращения хищения газет. Существуют как механические, так и электронные модели автоматов газет.
Электронные модели газетных автоматов имеют массу дополнительных функций — контроль наличия того или иного издания, световое табло, индикатор суммы и т.д. При желании аппарат можно снабдить GPS-передатчиком.
В сентябре 2004 года началась активная расчистка метро и прилегающих территорий от книжных и газетных развалов, это было сделано с подачи МВД, запретившего торговлю в московской подземке. Так образовался вакуум в нише продаж прессы, напитков, газет и журналов в метро. А когда стал ощущаться дефицит печатной продукции в подземке, мэрией города были установлены автоматы по продаже газет, но, впрочем, они не такие привлекательные, а больше даже незаметные, в отличие от тех аппаратов, которые предлагают российские вендинговые компании. Так вот, эти автоматы, которые были установлены в московском метро, выпускались на российском Малоярославском заводе. И на практикеавтоматы по продаже газет получились громоздкими, постоянно ломающимися и глотающими деньги, хотя и обошлись московскому правительству как хорошие зарубежные аналоги. Изначально власти предполагали сдавать эти автоматы в аренду тем же распространителям, которых незадолго до установки выгнали из метро, но их обслуживание и плата за место не сильно отличались от затрат на лоточную торговлю, а ассортимент продукции оказался в десятки раз меньше.
Еще одним основным препятствием на пути развития сети автоматов газет, журналов и прочей прессы является легкодоступность покупки той же печатной продукции в других местах – бабушек, торгующих газетами, можно встретить повсеместно: в переходах, на остановках, в холлах зданий, на рынках. Но самое главное – это то, что аппараты так и не стали популярными среди потребителей, и это связано напрямую с тем, что из них половина не работает, а половина берет деньги и не отдает товар, то есть с низким качеством самих автоматов по продаже газет. Так что пока вендинг на газетах можно считать только зарождающимся направлением, и для его успешной реализации необходимо два условия:
Появление на рынке торговых газетных автоматов с небольшой стоимостью.
Функциональность самих аппаратов.
Рентабельность и обслуживание автоматов по продаже газет
Какую наценку вы сможете сделать на газеты, чтобы в вашем автомате по продаже газет их покупали? Как в кофе-автомате, в 100%, тут не получится. На данный момент существует мнение, что газетно-автоматный бизнес — это бизнес для средних и крупных компаний, т.к. чтобы закрепиться в нем, нужно начинать сразу с большого количества автоматов. Потому что, продавая газеты через торговые автоматы, нужно создавать рабочие места для операторов, которые будут осуществлять ежедневное обслуживание самого оборудования. Поэтому и надо, чтобы автоматы нарабатывали зарплату и окупались — а это возможно при большом количестве автоматов с хорошими проходными точками Еще есть две причины, почему автоматы газет считаются невыгодными — это их высокая стоимость и маленький ассортимент. Ведь обычный газетный киоск или лоток имеет ассортимент из нескольких десятков, а то и сотен наименований. В газетных автоматах, как мы уже писали выше, в основном от 4 до 10 позиций.
Как альтернативный вариант газетных автоматов
Газетные автоматы могут быть рентабельны, если немного их «переквалифицировать», то есть реализовывать через них не конкретно газеты, а популярные общетематические журналы и «карманные» книжки в мягком переплете. В отличие от газет, эта периодика актуальна и на следующий день, и через неделю, также журналы и дешевые книжки более рентабельны.
А можно и «мешать» ассортимент, например, реализовывать газеты по продаже недвижимости + журналы + книги. Думаем, найти предложение от компаний-производителей по автомату с подобной функциональностью вполне возможно — вопрос только в том, сколько такой аппарат будет стоить. Но опытный оператор в этом случае может адаптировать под продажи журналов,книг и обычный снек.
Также в основном автоматы газет оснащены рекламным щитом или дисплеем — и поэтому с них можно продавать рекламу (об этом мы писали в статье «Реклама на торговых автоматах»).
И еще «пища» для раздумья — это получение рекламного бюджета от издательств, то есть это тот бюджет, который вам предложит издательство за продажу их продукции. Далее можно подумать и о брендировании торгового автомата (к примеру, бренд издательства «ЭКСМО», автомат продает популярные книжки Донцовой, Марининой и т.д.). Если, например, на автомате по продаже газет будет крупно написано «Космополитен» – то это только привлечет молодых женщин, тогда как в ином случае они прошли бы мимо. Ну а договориться о том, чтобы аппарат торговал не только «Космо», можно, но в этом случае вашей ЦА уже будут студентки и женщины, потому и остальной ассортимент надо подбирать также «под них».
Рекомендации по установке автоматов газет
Автоматы газет рекомендуют устанавливать в метро, в гостиницах, в торговых центрах, на вокзалах, в офисах, на проходных предприятий, организаций и в ВУЗах; конечно, с соответствующим ассортиментом. Среди хороших мест для установки торговых автоматов также присутствуют бизнес-центры и мега-моллы. В любом случае это должно быть закрытое и защищённое от воды помещение, так как большинство моделей автоматов для продажи газет не предназначены для работы на открытом воздухе.
Кстати, обратите внимание, где установлены аппараты в московском метро? Пусть они и стоят на виду, но место их расположения выбрано неудачно — они встречают покупателя последними, когда газета уже куплена. И на проходе их тоже не поставишь, так как покупателю неудобно будет делать покупку. Поэтому в случае точки, которая будет стоять на пути у спешащих людей, надо хорошо подумать над расположением автомата по продаже газет.
Ассортимент автоматов по продаже газет
Наш относительный вывод (верный или нет — это решать вам), что продажа свежих газет через автоматы будет нерентабельна, мы уже сделали. И подошли к тому, что журналы более популярны и актуальны, тем более что есть много дешевых изданий, таких как «Лиза», «Даша», Burda (издательство «Бурда»), «Автомир» и прочие. Сюда же относятся книги Донцовой, Марининой и другие женские романы в мягком переплете (издательство «Эксмо»). Из более дорогих, но не менее популярных журналов — «Космополитен», «Гламур», «Максим» и прочие. Из газет, которые можно подмешивать в ассортимент и которые выходят раз в неделю или раз в две недели — «Моя семья», «Кроссворды» и прочие. В общем, есть из чего выбрать. И есть от кого получить рекламный бюджет и брендировать аппараты по продаже газет. И все же к выбору ассортимента надо подойти серьезно — ориентируясь на то, где будет стоять журнальный автомат и для какой ЦА он будет продавать издания.
Источник:http://veq.ru/catalog/analitika-market/doc/706/